МКОУ «Лебяжская начальная школа – детский сад»
Доклад на тему:
«Формирование личностных и коммуникативных УУД
на уроках литературного чтения»
Бояркина Вера Валентиновна
учитель начальных классов
2012
Новые социальные
запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие
такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий:
личностных, познавательных,
регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в
процессе усвоения разных учебных предметов. Я считаю, что учебные предметы гуманитарного
цикла, особенно литература, наиболее
адекватны для формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий. Вопросы нравственного
развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют
общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Что же является составляющей личностных
универсальных учебных действий :
·
основы гражданской идентичности путем
знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим
прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и
достижениям ее граждан;
·
действия нравственно-этического
оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения
действий персонажей;
·
смыслообразование через прослеживание
«судьбы героя» и ориентация учащегося в
системе личностных смыслов;
·
самоопределение и самопознание на основе
сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством
эмоционально-действенной идентификации;
·
эмоционально-личностная децентрация на
основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления
их позиций, взглядов и мнений;
·
эстетические
ценности и на их основе эстетические критерии
Через
обучение происходит последовательное формирование личностных
универсальных учебных действий. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа
нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда
добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны
пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального
смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Через обучение происходит
последовательное приобщение учеников к нравственным общечеловеческим
ценностям. Произведения курса представляют собой одно из важнейших
средств нравственного воспитания,
форму познания
действительности, расширяют жизненный опыт
ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду,
в которой органическая
слитность эстетических и нравственных
переживаний обогащает и
духовно развивает личность ребенка. Знакомясь с
произведениями, учащиеся знакомятся с
такими нравственными понятиями:
как добро, долг,
справедливость, совесть, честь, смелость, гордость. Учебники «Литературное чтение» содержат
произведения направленные на развитие и самовоспитание личности каждого. Тексты
для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и
справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять,
почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с
уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на
помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые
дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства,
необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным
качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения,
негодования. Эмоциональная насыщенность рассказов сочетается с простотой и
лаконичностью сюжета. Ребята, анализируя и оценивая поступки и действия главного героя, учатся
преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто
слабее.
Положительное отношение к чтению,
формирование личностных универсальных учебных действий начинается с стой
минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены
писателем, когда он откроет личностный смысл в читаемом произведении. Ведь у
каждого ребёнка, как бы мал он ни был, есть запас жизненных впечатлений,
представлений, переживаний. Произведения курса заставляют ребёнка задуматься, вспомнить
о них, соотносят с читаемым. Тут и начинается влияние произведения на личность
ребёнка.
В процессе
проигрывания различных нравственных ситуаций на основе литературных
произведений активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для
положительных изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа
себя», действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная
работа в этом направлении дает возможность детям к четвертому классу
самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций.
Дети могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты
действий людей в этой ситуации (например, конфликт в детском коллективе, в
семье с родителями).
Кроме того на
материале учебников литературного чтения происходит развитие
и коммуникативных умений посредством приобретения опыта
коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном
диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную
роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые
сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность
оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать
правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера,
реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками,
взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда ученики представляют,
переживают самые разные ситуации. В учебниках для 1– 4 классов,
составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров,
произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских
и зарубежных авторов. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые
чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики
размышляют, что им нравится в людях и что не нравится.
На уроках я стараюсь создавать благоприятные условия для активного
общения, строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик,
ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление,
приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту
ученика. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я
выбрала организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного
подхода.
Выпускник школы должен пройти 3 уровня
сформированности устной коммуникативной компетентности:
- обсуждение и дискуссия;
- небольшие выступления;
- презентации.
На каждом уровне можно использовать следующие виды упражнений:
- ассоциативные (на воображение)
- мыслительные (на сравнение)
- речевые (язык, речь героев)
- рефлексивные (высказывание собственных мыслей)
- интерпретация (в других видах искусства)
Первый уровень «Обсуждение и дискуссия». Цель –
раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного
чтения предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где
необходимо высказать своё мне Речевые упражнения: необычные
вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4
предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания
на перечисление фактов.
Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.
Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из
героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ?
Дж. Родари «Сакала-пакала» Что обозначает это слово? (высказывания детей:
старинная игра, считалка, необычное животное, присказка).
Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по
представлению. Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?
Второй уровень «Небольшие
выступления». Цель – научить детей составлять небольшие
выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от
темы.
Речевые
упражнения: придумай продолжение текста.
К концу второго уровня учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации;
владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость
голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы,
структурировать сообщение).
Третий уровень «Презентации». Цель – подготовить презентацию.
К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию;
высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией;
задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить
презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.
В процессе работы по формированию устных
коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения.
- Дать знать, если хочешь высказаться.
- Говорить полными, законченными предложениями.
- Говорить отчетливо и
громко.
- Аргументировать кратко и точно.
- Оставаться при «теме» (учитывать вопрос).
- Обосновывать мнения или утверждения.
- Внимательно слушать, когда говорит другой.
- Когда говоришь, обращайся к аудитории.
- Любое мнение обсуждается, но не осуждается.
Основным критерием сформированности коммуникативных
действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными
навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально
сопереживать;
- умение решать конфликтные ситуации;
- умение работать в группе.
|