МКОУ «Лебяжская начальная школа - детский сад»
Разработка внеклассного
мероприятия
Военно-спортивная игра
"Зарница"
Составитель: Бояркина Вера Валентиновна,
учитель начальных классов
2013г
Цель: патриотическое
воспитание учащихся, обучение коллективному взаимодействию детей, пропаганда
здорового образа жизни.
Форма проведения: спортивная
эстафета, конкурсные соревнования.
Организация игры: Все
участники делятся на две команды: «красные» и «зеленые».
Участники военно-спортивной игры должны иметь эмблему, флаг, название,
девиз.
Количество команд, как и конкурсы-задания, можно изменять, наполняя
различным содержанием в зависимости от условий.
Понадобятся: спортивный
инвентарь, два конверта с зашифрованными военными пословицами, 2 простых
карандаша.
Игра
начинается с общего построения, представления судей на этапах, знакомства с
командами.
I этап. Построение у штаба
Построение начинается с проверки количественного состава
участвующих в игре. Для этого командиры отрядов сдают рапорт:
«Товарищ руководитель штаба, отряд … класса в количестве …
человек для участия в военно-спортивной игре «Зарница» построен. Командир
отряда … »
Руководитель штаба
Сегодня школа переводится на «военное положение». На
территорию нашего села проник противник, который заминировал стратегически
важные объекты и захватил часть зданий. Наша задача – пользуясь картой-схемой,
пройти все этапы, набрать наибольшее количество баллов, уничтожая при этом
противника, в кратчайшие сроки вернуться в штаб с флагом вашего отряда. Отряд,
который больше всех наберёт баллов и за самое короткое время вернётся в штаб,
будет являться победителем.
II этап. Конкурс капитанов.
Первый конкурс
проводится для капитанов: кто правильно и быстро (на время) «соберет рюкзак»
для похода. Задание выполняется по одному, начиная с 4 класса по 1 класс.
На столе у жюри
разложены карточки с названиями и рисунками самых разных предметов. Из них
капитан должен выбрать самые необходимые вещи для похода.
Загадки для капитанов:
1. Под себя положу, под голову - и укрыться останется. (ШИНЕЛЬ)
2. Не бог, не царь, а ослушаться нельзя. (КОМАНДИР)
3. Что общего у винтовки и у дерева (СТВОЛ)
4. Воробей улетел, а гнездо осталось (ПУЛЯ И ГИЛЬЗА)
Оценка: кто «соберет
рюкзак» быстрее и правильно, тот первым поведет свою команду по маршруту, кто
потратил больше времени на «сборы» - ведёт свою команду вторыми.
Пока одна команда
будет проходить маршрут по станциям, для остальных
проводят подвижные
игры.
На каждой станции висит
табличка с названием. Капитанам главный судья раздает путевки, на которых
указывается маршрут, время старта и время финиша. Для команд выдаются путевки с
одинаковым маршрутом. На каждой станции капитан передает судье путевку, после
чего команда выполняет задание. Судья оценивает выполнение баллами и возвращает
путевку капитану. Достигнув финиша, команда выстраивается в шеренгу перед
главным судьей, который отмечает на путевке время прибытия команды.
III этап. Метание в цель по качающейся мишени
В качестве мишени используется обруч с натянутым мешком,
для того, чтобы можно было определить количество попаданий. Мишень
подвешивается на высоте 2 м. от земли двумя верёвками на расстоянии 30 – 40 см.
друг от друга. Снизу привязывается груз для того, чтобы раскачивание было
длительным и упорядоченным.
Учащиеся выстраиваются в колонну друг за другом и по
команде «Огонь» выполняют метание гранат с расстояния 8 – 10 м. За каждое
попадание отряд получает 1 балл. Итоговый результат записывается в зачётную
карточку. (Приложение 1)
IVэтап Санитары.
Рассказать, какую
первую помощь нужно оказать, если у вашего товарища:
1. Разбитый нос.
2. Ссадина на колене.
3. Синяк или «шишка» на лбу.
4. Легкий обморок.
Оценка: наивысшее число баллов команде - 8. За каждый
неправильный ответ сбавляется по одному баллу
V этап. Соревнование
разведчиков
1 задание.
Отряд разведчиков рассказывает о способах определения сторон
горизонта по солнцу, по местным
признакам.
Вопросы для 1 класса:
1. Куда
улетают птицы осенью?
2. Где солнце
«встает», а где «садится»?
Вопросы для 2 класса:
1. Как по
деревьям можно определить стороны света?
2. Где
находится солнце в полдень?
Вопросы для 3 класса:
1. С какой
стороны на дереве растет мох?
2. По каким
еще предметам можно определить стороны света?
Вопросы для 4 класса:
1. Как можно
определить стороны света по муравейникам?
2. Назовите
все известные вам способы ориентирования?
Оценка: за каждый правильный ответ ставится 1 балл.
VI этап. Уничтожение дота
С расстояния 12 м. каждый участник выполняет бросок
предмета в выкопанную в снегу яму. Засчитывается количество попаданий в дот.
VII этап Связисты.
Цель: приобретение навыков передачи информации с помощью рации. Прочитать шифровку;
8
|
10
|
20
|
30
|
–
|
18
|
16
|
5
|
10
|
15
|
6
|
|
19
|
13
|
21
|
8
|
10
|
20
|
30
|
РАСШИФРОВКА: Жить – Родине служить.
VIII этап «Символы державы»
Цель:
воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства
и малой Родины.
Задания:
1.
Назовите символы нашего
государства.
2.
Что изображено на гербе РФ.
3.
Назовите основные цвета флага
РФ.
4.
Спойте 1-ый куплет гимна РФ.
5.
IX этап.
Поиск флага
Флаги каждого отряда прячутся заранее. Каждый отряд
получает свою карту. На карте условным красным квадратом показано место, где
находится пакет с координатами спрятанного флага. Задача всего отряда – сначала
найти пакет, потом обнаружить флаг.
Пример координат:
Встать лицом к лесу в отправной точке. Сделать 10 шагов
вперёд. Повернуться влево. Сделать 6 шагов. Повернуться вправо. Сделать 10
шагов. Искать знамя здесь.
Отряд отправляется на следующий этап после того, как найден
флаг.
X этап. Минное поле
Задание для этого этапа готовится заранее за несколько
дней. В снегу на отдельных территориях – по количеству участвующих команд – прячутся отдельные предметы разного размера
(например, 3 шт. больших кирпичей и 3 шт. половинок кирпичей), изображающие
мины. Задача сапёров заключается в том, чтобы как можно быстрее и безопаснее
отыскать «мины».
В зачётную карточку вносится суммы баллов. За каждое
правильно выполненное задание – 1 балл.
XI этап. Награждение победителей.
Объявляются победитель и призёры в командном первенстве,
победитель и призёры в личном первенстве, победитель в конкурсе на лучший обед.
Приложение №1.
Маршрутный лист команды «ВДВ».
Старт____________ час. _____________ мин. ____________ сек.
Наименование этапов
по
порядку
|
Баллы
|
Подпись
судьи
|
1. «Санитары».
2. «Метание в цель»
3. «Разведчики».
4. «Уничтожение дота».
5. «Связисты».
6. «Поиск флага».
7. «Минное поле».
|
|
|
Финиш ___________ час. ____________ мин. _______________
сек.
Результат _____________мин. _____________ сек.
Общая оценка _________________ баллов.
Начальник штаба: _____________________
Маршрутный лист команды «Пехотинцы».
Старт____________ час. _____________ мин. ____________ сек.
Наименование этапов
по
порядку
|
Баллы
|
Подпись
судьи
|
1. «Метание в цель»
2. «Разведчики».
3. «Санитары».
4. «Уничтожение дота».
5. «Поиск флага».
6. «Связисты».
7. «Минное поле».
|
|
|
Финиш ___________ час. ____________ мин. _______________
сек.
Результат _____________мин. _____________ сек.
Общая оценка _________________ баллов.
Начальник штаба: _____________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
«Шифровка»
Команда должна расшифровать
шифровку по номеру буквы алфавита (1-А, 2-Б, …, 33-Я) за определенное время. За
каждую неправильно отгаданную букву – штраф + 5 секунд. Лучший балл – за
меньшее время с учетом штрафного времени. (Напечатать таблицу с цифрами,
вложить в конверт, конверт запечатать)
19
|
14
|
6
|
13
|
16
|
19
|
20
|
30
|
|
4
|
16
|
18
|
16
|
5
|
1
|
|
2
|
6
|
19
|
7
|
20
|
РАСШИФРОВКА: Смелость города берёт.
8
|
10
|
20
|
30
|
–
|
18
|
16
|
5
|
10
|
15
|
6
|
|
19
|
13
|
21
|
8
|
10
|
20
|
30
|
РАСШИФРОВКА: Жить – Родине служить.
|